"Тюменский рабочий", № 3(9) сентябрь 2004

По разным причинам статья вошла в газету со значительными редакторскими купюрами, затемняющими светлый первоначальный смысл. Так что сначала даем полный авторский вариант и "да здравствует свобода слова!".


ВЫСТАВКА ANTEFACTUM:
ШТУРМ ГАЛЕРЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА,
11 сентября 2004 г.


В Тюмени по адресу Луначарского, 28 стоит недостроенное трехэтажное здание из серых блоков. На фоне пустых оконных проемов и забитого досками входа красуется гордая надпись: «Галерея современного искусства». Вероятно, городу по статусу положено иметь свое современное искусство, для которого и предназначен этот бетонный саркофаг. Неизвестно, когда будет открыта галерея и будет ли открыта вообще. Но какое до этого дело искусству? Какое до этого дело искусству после Красного мая 1968 года или после бульдозерной выставки? Разве оно может после всего этого жить в гробницах?

«Галерея современного искусства», особенно официальная – это установление власти в искусстве. Условности, «форматы», «стратегии» превращают творчество в имперскую канцелярию.

Долой диктатуру власти! Долой диктатуру в искусстве! НА ШТУРМ!!!

В субботу 11 сентября в 15.00 здание Галереи современного искусства взято штурмом группой радикальной молодежи. В освобожденном пространстве организована стихийная выставка «ANTEFACTUM» (лат. «до сделанного»).

Установка была следующей: ворваться в здание и продержаться хоть сколько-нибудь, чтобы успеть развернуть экспозицию, после чего по возможности в этих декорациях провести семинар. Экспонаты, лозунги и темы для семинара специально не оговаривались: можно было приносить и выставлять что угодно.

Оранжевые террористы ворвались в здание через окна первого этажа, пробив полиэтиленовую пленку. Затем по приставным они вскарабкались наверх, и из окон были вывешены тканевые растяжки «АНТИКАПИТАЛИЗМ 2004», «ВЫСТАВКА ANTEFACTUM» и большие бумажные транспаранты с антиправительственными лозунгами («МЫ ВСЕ ЗАЛОЖНИКИ ГОСУДАРСТВА!» и др.). На крыше водружен транспарант «КОГДА МЫ БУДЕМ СВОБОДНЫ?», изготовленный на месте с помощью баллончика с краской. На улицу выброшены листовки (специальных листовок не было, и в качестве листовок разбрасывались портреты Че Гевары; потом они были надеты на штыри, торчащие из здания, и стали частью экспозиции).

Деревянный щит, закрывающий вход в галерею, выбит, и по нему в галерею прошагали участницы, не пожелавшие прыгать по окнам: кто-то из них был на каблуках и в юбках.

Вся операция по захвату заняла пару минут.

Недостроенное здание галереи оказалось идеально для обороны. Капитальных лестниц внутри нет, и наверх надо карабкаться по приставным, по углам навалены кучи битых шлакоблоков. В случае ментовской атаки можно было взобраться на верхние этажи и втянуть за собой лестницы; тогда вытащить защитников без пожарной машины было бы невозможно. Кроме того, сверху можно было бросать шлакоблоками в тупые ментовские рожи, сея в рядах врага панику и разрушение.

Но никаких попыток разгона со стороны властей не проявлялось, и активность вылилась на улицу: здание оклеено антипутинскими плакатами, развешаны эстампы, в окнах выставлены картины. Прохожим раздавались газета «Тюменский рабочий» и журнал «Лучи». Проезжавшие мимо машины замедляли ход. Прохожие останавливались. Таким образом, выставка получилась не внутри галереи, а снаружи, открытая для всеобщего обозрения. Самый лучший обзор имели жители пятиэтажного дома напротив – они имели возможность сидеть возле окон, как в кинотеатре.

Развернув экспозицию, участники акции собрались на первом этаже, сели в большой круг и открыли семинар, на проведение которого, в общем-то не рассчитывали, так как все или почти все предполагали винтеж на ранних стадиях акции. Поэтому семинар прошел в форме свободной дискуссии об искусстве и о левом движении. Никаких значительных теоретических итогов дискуссия не принесла, но важен уже сам ее факт. Темы были подняты и, вероятно, в ближайшее время фундаментальное теоретическое изучение абсурда и абсурдных акций будет продолжено в рамках Свободного университета. Да здравствует русский абсурд, бессмысленный и беспощадный!

По окончании семинара здание было организованно покинуто, тканевые растяжки сняты, «чтобы не достались врагу». Образовавшиеся в ходе акции пустые бутылки и пакетики от сухариков вынесены. Акция завершена. Транспарант «КОГДА МЫ БУДЕМ СВОБОДНЫ?» продолжал висеть на крыше, по крайней мере, до ночи; в воскресенье днем его уже не было.

Здание удерживалось 2 часа 15 минут.

Всего на момент штурма было 15 участников; некоторые опоздали и подтягивались в ходе монтирования выставки и семинара. Кто-то побежал по делам, не дождавшись конца. К началу семинара было чуть больше 20. Всего с учетом ротации было до 30 человек. Почти все участники лица мартовской оранжевой акции «Вова, слазь!» пришли и на этот раз; но было много абсолютно новых лиц.

Некоторые пришли на акцию, не зная, что она будет «нелегальная», но, узнав об этом, никто не отказался от штурма. Каждый нашел в этом штурме что-то своё, какой-то собственный смысл: свой Зимний, свой Кронштадт, свой Красный май, свой «Черный сентябрь», возможность высказаться и выплеснуть протест и творческую энергию. Это мог быть вклад в «Антикапитализма-2004», торжественное открытие сезона Свободного университета при истфаке ТюмГУ, годовщина взрыва торгового центра в Нью-Йорке и т. п.

Кто-то, вероятно, просто не мог не прийти.

И даже если глобального смысла у акции изначально не было, она его обрела. Большинство участников не принадлежало ни к каким радикальным политическим партиям и группировкам; это были «просто люди».

И притом, никакая из существующих в Тюмени леворадикальных организаций не в состоянии собрать под свои знамена столько людей. Так что успех этой акции – это вовсе не успех левых политических организаций. Это скорее факт их банкротства. И очередные бутафорские попытки объединения левого движения ничего не изменят. Менять надо не внешние формы; меняться надо в принципе.

Власть оказалась беззащитна перед тем, что не укладывается в ее стереотипы. Можно избить нацболов, посадить пару марксистов, упрятать в психушку диссидентов, расстрелять чеченцев, но что делать с «просто людьми», на которых нет официального ярлыка, равнозначного приговору?

Если эта акция была чьим-то успехом, то это, несомненно, успех Свободного университета. Это триумф свободы слова и мысли.

Акция еще раз продемонстрировала, что там, где есть возможность СВОБОДНО ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО и БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ, власть теряет над нами контроль. Власть становится бессильной.

Подобную ситуацию мы видели в июне, в разгар кампании по защите парка на перекрестке улиц Холодильной и Республики.

И поэтому надо до конца оборонять последние оплоты хоть какой-то свободы слова, пусть даже она и представлена «буржуазными» «Тюменским Курьером» или «МК в Тюмени».

Бесполезно вдалбливать в людей насильно левые идеи. Достаточно позволить каждому свободно думать своей головой. Там, где есть свободные дискуссионные клубы, баррикады появятся сами. И это будут истинные баррикады. Они сумеют за себя постоять.

Р. Акбаров
16.09.2004



Газетная публикация:


Выставка ANTEfactum.
Как штурмуют галереи современного искусства


В Тюмени по адресу Луначарского, 28 стоит недостроенное трехэтажное здание из серых блоков. На фоне пустых оконных проемов и забитого досками входа красуется гордая надпись: «Галерея современного искусства». Вероятно, городу по статусу положено иметь свое современное искусство, для которого и предназначен этот бетонный саркофаг. Неизвестно, когда будет открыта галерея и будет ли открыта вообще. Но какое до этого дело искусству? Какое до этого дело искусству после Красного мая 1968 года или после бульдозерной выставки? Разве оно может после всего этого жить в гробницах? «Галерея современного искусства», особенно официальная – это установление власти в искусстве. Условности, «форматы», «стратегии» превращают творчество в имперскую канцелярию. Долой диктатуру власти! Долой диктатуру в искусстве! НА ШТУРМ!!!

В субботу 11 сентября в 15.00 здание Галереи современного искусства взято штурмом группой радикальной молодежи. В освобожденном пространстве организована стихийная выставка «ANTEFACTUM» (лат. «до сделанного»).

Можно было приносить и выставлять любые свои работы. Из окон были вывешены тканевые растяжки «АНТИКАПИТАЛИЗМ 2004», «ВЫСТАВКА ANTEFACTUM» и большие бумажные транспаранты с антиправительственными лозунгами («МЫ ВСЕ ЗАЛОЖНИКИ ГОСУДАРСТВА!» и др.). На крыше водружен транспарант «КОГДА МЫ БУДЕМ СВОБОДНЫ?». На улицу выброшены листовки. Деревянный щит, закрывающий вход в галерею, выбит, и по нему в галерею прошагали участницы, не пожелавшие прыгать по окнам: кто-то из них был на каблуках и в юбках. Вся операция по захвату заняла пару минут.

Никаких попыток разгона со стороны властей не проявлялось, и активность вылилась на улицу: здание оклеено антипутинскими плакатами, развешаны эстампы, в окнах выставлены картины. Прохожим раздавались газета «Тюменский рабочий» и журнал «Лучи». Проезжавшие мимо машины замедляли ход. Прохожие останавливались. Таким образом, выставка получилась не внутри галереи, а снаружи, открытая для всеобщего обозрения.

Развернув экспозицию, участники акции собрались на первом этаже, сели в большой круг и открыли семинар, на проведение которого, в общем-то не рассчитывали, так как все или почти все предполагали винтеж на ранних стадиях акции. Поэтому семинар прошел в форме свободной дискуссии об искусстве и о левом движении.

Никаких значительных теоретических итогов дискуссия не принесла, но важен уже сам ее факт. По окончании семинара здание было организованно покинуто, тканевые растяжки сняты, «чтобы не достались врагу». Акция завершена. Транспарант «КОГДА МЫ БУДЕМ СВОБОДНЫ?» продолжал висеть на крыше, по крайней мере, до ночи; в воскресенье днем его уже не было.

Здание удерживалось 2 часа 15 минут. Всего на момент штурма было 15 участников; некоторые опоздали и подтягивались в ходе монтирования выставки и семинара. Кто-то побежал по делам, не дождавшись конца. К началу семинара было чуть больше 20. Всего с учетом ротации было до 30 человек.

Каждый нашел в этом штурме что-то своё, какой-то собственный смысл: свой Зимний, свой Кронштадт, свой Красный май, свой «Черный сентябрь», возможность высказаться и выплеснуть протест и творческую энергию. Это мог быть вклад в «Антикапитализма-2004», торжественное открытие сезона Свободного университета при истфаке ТюмГУ, годовщина взрыва торгового центра в Нью-Йорке и т. п. Кто-то, вероятно, просто не мог не прийти.

Если эта акция была чьим-то успехом, то это, несомненно, триумф свободы слова и мысли. Акция еще раз продемонстрировала, что там, где есть возможность СВОБОДНО ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО и БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ, власть теряет над нами контроль.

Власть становится бессильной. Подобную ситуацию мы видели в июне, в разгар кампании по защите парка на перекрестке улиц Холодильной и Республики.

Там, где есть свободные дискуссионные клубы, баррикады появятся сами. И это будут истинные баррикады. Они сумеют за себя постоять.

Р. Акбаров

Hosted by uCoz