ЖУРНАЛ "ЛУЧИ"

БЕЗУмИЕ РАБОтЫ

Озарение. Бывает так, что от одного прочитанного слова, или услышанной фразы меняется целиком представление об окружающем мире. «Коммунисты Франции борются за законодательное запрещение детского труда». Боролись, потому что вредно детям работать на пыльной фабрике по восемь часов в день, потому и стремились отменить. Эта незаметная в общем контексте книги фраза подтолкнула меня к следующим рассуждениям. Детский труд вреден. Однако, дети - это маленькие взрослые. Никто ведь не говорит, что алкоголь взрослым полезен. Всем одинаково плохо с утра, разница только в дозировке, да еще в последствиях, ведь ребенку надо еще вырасти, а взрослым уже только умирать.

Такая же ситуация и с трудом. Труд вреден для всех, однако для детей он вреднее. Однако отменять детский труд мало, надо отменять труд вообще. Потому что он вреден.

Сейчас, дабы правильно понять этот важный момент, нужно объяснить, что я понимаю под словом труд. Нужно различать два понятия - труд и работа. Труд, как определенная человеческая деятельность для достижения нужной цели невозможно отменить. Но для того, чтобы трудиться, нужно иметь орудия труда, средства производства, а они, находясь в частной собственности, недоступны подавляющему большинству. Поэтому человек вынужден продавать свою рабочую силу, производительно тратя ее в угоду капиталисту. В современном обществе господствует отчужденный труд, или работа.

В школах учили, что труд сделал из обезьяны человека. Система постоянно пропагандирует труд, будь то труд шахтеров пятьдесят лет назад или частного предпринимателя сейчас. Тех, кто не хочет жить по установленным правилам и трудиться отказывается, будь то воры, бомжи или растаманы на Ямайке подвергаются постоянным гонениям со стороны государства. Труд превозносится и возвеличивается - тот труд, который сделал из обезьяны человека и помог преодолеть зависимость от природы, а несколько столетий назад превратился в ужасное бремя, которое, если не изменить дело коренным образом, затащит человечество в могилу.

В доиндустриальную эпоху, когда средства производства и конкретный производитель не были разделены, а само производство не подчинялось капиталистическим законам. Труд был совсем иным, чем сейчас. Крестьянин, конечно, впахивал на своей земле во время урожая и вовсе не вылезал с поля, однако всегда видел и пользовался плодами своего труда и отдавал только часть феодалу, дабы тот защитил его в случае иноземного нашествия. Я не хочу идеализировать ту эпоху - конечно, тяжек был крестьянский труд, но крестьянин всегда понимал, зачем он трудится, пользовался плодами своего труда, а главное, не работал больше, чем требовалось для того, чтобы обеспечить себе условия существования. Таким образом, труд носил вполне рациональный характер и заебывал человека ровно настолько, насколько нужно было для получения результата.

Еще веселее было в первобытнообщинную эпоху. Мне повелось побывать в индеонистском лагере, где делается попытка воссоздать образ жизни североамериканских индейцев. Начиная от жилищ – типи, - и заканчивая социальными отношениями, которые царили тогда. И вот, за очень короткий миг, всего две недели, течение моей жизни стало кардинально меняться. Позднее, вернувщись в город и осмыслив произошедшее, я пришел к пониманию менталитета первобытного человека.

Жизнь человека на заре истории отличалась гармоничностью. С природой, с сообществом себе подобных и самим собой, конечно. Совершенно иным был образ жизни, так ночь была скорее временем активных действий, чем сна, как сейчас. Система внушает нам, что мол ночью надо спать, дабы днем без устали трудиться на заводах, фабриках и в офисах. Порочность такой установки доказывают воры, проститутки, клабберы и прочие маргинальные слои населения, живущие ночью. Еще одно преступление капитализма - он отнял у людей ночь. Человек в первобытную эпоху начинал трудиться тогда, когда того требовала насущная, физиологическая обычно, необходимость – желание поесть, например. В таких случаях племя развивало бурную деятельность и выкладывалось по полной, но после достижения результата расслаблялось. Таким образом, человек приступал к труду, когда была на то насущная необходимость, понимал смысл и видел результаты своего труда. И еще очень важный момент: труд в условиях первобытной общины объединял людей и создавал те гармоничные отношения в коллективе, которых лишены люди в современном обществе.

Наступление капитализма знаменовало собой коренное изменение роли труда и самой его сущности. Первыми, кто ощутил на себе прелести новых социальных отношений явились жители Британских островов. Шестнадцатый век. Знаменитые огораживания отрывали от земли крестьян, лишая их способов к пропитанию. Кровавые законы против бродяжничества толкали миллионы людей в цепи нового рабства - капиталистического. Доселе невиданная в истории человечества интенсификация труда (работать приходилось по 16-18 часов в сутки), многократно возросшая производительность при пронзительной нищете - вот что получило человечество. Приводя меньшую часть общества к процветанию, труд уже физически уничтожал другую.

Причиной тому были социальные отношения, которые привели к образованию новой системы - капиталистической. Относительно работы и труда дело обстояло теперь так. Согнанный с земли и лишенный средств производства крестьянин уходил в город и превращался в рабочего, который вынужден был теперь продавать то единственное, что у него осталось - рабочую силу. Отныне его руки, ноги и голова приводили в движение вездесущего монстра - капитал, который в прямом смысле слова потреблял людей. Люди рождались на свет не для того, чтобы жить, а для того, чтобы работать.

В двадцатом веке капитализм столкнулся с противоречием, заключенном в двойственной роли рабочего. С одной стороны, капиталу выгодно держать заработную плату на минимальном уровне, необходимом для восстановления сил работника, удовлетворения элементарных потребностей в еде, одежде и жилье. С другой стороны, тот же рабочий является потребителем производимых товаров, и чем выше у него заработок, тем больше он может купить. Если буржуй не подымет зарплату, он не продаст товар, а если подымет, то лишится прибыли и проиграет в конкурентной борьбе другим буржуям. Во многом, причиной подобной ситуации явился технический прогресс, позволивший производить огромную массу всевозможных товаров. Объективно, уровень развития производительных сил позволял сокращать время рабочего дня и одновременно повышать уровень жизни. Сам этот уровень уже к середине двадцатого века позволял отменить ненавистную работу и сделать труд сугубо добровольным, творческим, а главное - доступным для всех. Разумеется, сделать это можно только после обобществления собственности, на что капитал пойти ни в коем случае не мог, ведь это означало бы его смерть. Капитализм не сразу нашел приемлемый выход. Так, в нацистской Германии не повышали потребление, не отменяли работу, а просто начали вести постоянную войну, которая оказалась очень выгодной сферой приложения капитала. Прикиньте сами. Корпорация получает от государства заказ на производство военного корабля. Прибыль гарантирована, рабочие в условиях военного времени не бастуют, а сошедший со стапелей корабль благополучно тонет в бою - ПОТРЕБЛЯЕТСЯ. Такая очень выгодная для капитала система оказалась недолговечной, пришлось искать что-то более устойчивое. Выход был найден в создании общества потребления, в котором мы сейчас и живем.

Научно-техническая революция и созданное ею техническое оборудование делает труд излишним, однако должна сохранить труд как товар для выживания капитализма. Необходимо, чтобы отчужденное потребление стало дополнением к отчужденному производству. Итог подводит Ги Дебор, известный французский анархист: «Тогда как на первоначальной фазе капиталистического накопления «политическая экономия видела в пролетариате лишь рабочего», который должен получать необходимый минимум для поддержания своей рабочей силы, совершенно не рассматривая его «в его досуге, в его человеческом качестве», эта идейная позиция господствующего класса оборачивается сразу же, как только степень избыточности, достигнутая в производстве товаров, требует от рабочего избытка соучастия. Этот рабочий, внезапно отмытый от тотального презрения, на что ему явственно указывают все способы организации производственного процесса и контроля, за пределами последних ежедневно и явственно обнаруживает, что в качестве потребителя с ним, с впечатляющей вежливостью обращаются как с важной персоной. То есть товарный гуманизм принимает в расчет «досуг и человеческий облик» трудящегося просто потому, что политическая экономия сегодня может и должна господствовать над этими сферами как экономия политическая. Таким образом, «завершившееся отрицание человека» берет под свой контроль всю полноту человеческого существования».

Современное общество заставляет каждого включаться в безудержную гонку потребления. Предметы роскоши, бесполезные безделушки благодаря рекламе навязываются как жизненно важные потребности. Государство расточает уйму средств в никуда. Далеко за примером ходить не надо. В августе 2003 года - смена плиточного покрытия у д/к «Геолог». А ведь каждый тюменец и далеко не старожил вспомнит, что менялась она всего несколько лет назад. Промышленные товары становятся все менее долговечными: автомобили, холодильники, одежда - все это нужно капиталу для того, чтобы успевать впаривать потребителю огромную и все возрастающую массу товаров. В идеале все должно стать одноразовым. Одноразовая посуда, одежда, любовь - жизнь, как бесконечно повторяющийся акт одноразового потребления. Потребления, единственным результатом которого становится потеря невосполнимых природных ресурсов, загрязнение планеты, продолжающееся безумие работы.

СВАЙ



Предыдущая / НА ГЛАВНУЮ / Следующая
Hosted by uCoz